ПДО по якутскому языку

Страничка ПДО по якутскому языку

Педагог по якутскому языку

Ефремова Розалия Семеновна

Детский сад №104 «Ладушка»

  1. Образование, когда и какое учебное заведение закончила:

Образование:
— Среднее специальное, Намское педагогическое училище по специальности: Учитель труда и черчения, с. Намцы, Намский район, 1981 год.
— Переподготовка, Учебно-методический центр переподготовки ИСКРО РС(Я) по специальности:  социальный педагог общины, г. Якутск 1993 год.
— Высшее, Якутский Государственный университет, по специальности:  Культуролог. Преподаватель истории и теории культуры. Якутск, 2001 год,

Стаж педагогической работы:

Стаж педагогической работы: 33 лет. Стаж работы (в данной организации): 5 лет; в данной должности: 5 лет

Результаты работы:

Участие детей:
с 2015г.:
— Чемпионат по настольным играм среди ДОУ г. Якутска, Грибовский Ю.(Сертификат);
— Чемпионат по настольным играм среди ДОУ г. Якутска, Зернова Ю.(Сертификат);
— Турнир по ДИП «СОНОР» среди детей старшего дошкольного возраста ДОУ городя Якутска, Краснояров А. (Сертификат);
2016 уч.г.:
  — Конкурс чтецов на якутском языке среди воспитанников ДОУ Октябрьского округа Попова С. (Сертификат);
  — Конкурс чтецов на якутском языке среди воспитанников ДОУ Октябрьского округа Горохова Ю. (Сертификат);
— Городская олимпиада по рисованию Бережнова С. (Сертификат);
— Городской конкурс рисунков «Моя счастливая семья-Моя счастливая Республика» Попова С. (Сертификат)

— Городской конкурс рисунков «Моя счастливая семья-Моя счастливая Республика» Антонов Г. (Сертификат);
— Участие в фестивале якутского фольклора «Туой хомус! Дуорай, тойук!» Сергеева С. (Сертификат);
— Участие в фестивале якутского фольклора «Туой хомус! Дуорай, тойук!» Третьяков Т.. (Сертификат);
2017 уч.г.:
— Городская олимпиада по рисованию Федорова А. (Диплом, III место);
— Городской фестиваль выразительного чтения, посвящённый творчеству П.Тобурокова  Колодезникова У. (Сертификат);
— Конкурс презентаций на якутском языке «Мин до5орум» среди воспитанников русскоязычных групп МДОУ г. Якутска Нохтунский Д. (Сертификат);
— Городской фестиваль выразительного чтения, посвящённый творчествупосвященного 100-летию П.Тобурокова,   Дедюкина С. (Сертификат);
— Городской конкурс рисунков, посвящённый

творчеству посвященного 100-летию П.Тобурокова,   Дьяконова К. (Сертификат);
— Участие в фестивале якутского фольклора «Туой хомус! Дуорай, тойук!» Тимофеева С. (Сертификат);
— Участие в фестивале якутского фольклора «Туой хомус! Дуорай, тойук!» Намазов Р. (Сертификат);
— Участие в фестивале якутского фольклора «Туой хомус! Дуорай, тойук!» Антонов Г. (Сертификат);
— Чемпионат по настольным играм среди ДОУ г. Якутска по игре «Күөрчэх» Ступин А.  (Грамота, III место)
— Чемпионат по настольным играм среди ДОУ г. Якутска, Степанов Б.(Сертификат);
— Чемпионат по настольным играм среди ДОУ г. Якутска, Ступин А.(Сертификат);
— Чемпионат по настольным играм среди ДОУ г. Якутска, Горнова К.(Сертификат);
— Чемпионат по настольным играм среди ДОУ г. Якутска, Попова В.(Сертификат);
— Чемпионат по настольным играм среди ДОУ г. Якутска, Алексеева С.(Сертификат);
— Республиканский конкурс скороговорок

«Чыыбы-чаабы чабыр5ах» Раднаева А.(Сертификат);
— Республиканский виртуальный конкурс детских рисунков «Мы дети природы», посвященный Году Экологии в РФ, Попова О.  (Сертификат);
— Республиканский виртуальный конкурс детских рисунков «Мы дети природы», посвященный Году Экологии в РФ, Попов Т.  (Сертификат);
— Конкурс чтецов на авторские стихи Сидоровой Е.Н. ветерана педагогического труда, педагога дополнительного образования МБДОУ д/с № 8 «Родничок», Кириллина К. (Сертификат);
— Конкурс чтецов на авторские стихи Сидоровой Е.Н. ветерана педагогического труда, педагога дополнительного образования МБДОУ д/с № 8 «Родничок», Николаева Ю. (Сертификат);
— Городской конкурс «Бастын аа5ааччы» среди воспитанников МДОУ г. Якутска, Егорова В. (Диплом, III место);
— Конкурс чтецов на якутском языке по произведениям детского писателя Ивана Мигалкина, Едисеева Л.

(Диплом, III место);
— Конкурс чтецов на якутском языке по произведениям детского писателя Ивана Мигалкина, Федорова С. (Сертификат);
2018 уч.г.:
— Городская олимпиада разговорного якутского языка Тимофеева А. Номинация: «За стремление изучить свой родной язык и культуру» (Диплом);
— Международный конкурс «Дети — таланты», конкурс изобразительного искусства «Встречаем Зимушку Зиму», Работа «Снеговики» Скрябина И. (Диплом);
— Международный конкурс «Дети — таланты», конкурс изобразительного искусства «Встречаем Зимушку Зиму», Работа «Зимой одеваемся тепло», Владимирова А. (Диплом);
— Международный конкурс «Дети — таланты», конкурс изобразительного искусства «Встречаем Зимушку Зиму», Работа «Северяночка», Миронова А. (Диплом, III место);
— Международный конкурс «Дети — таланты», конкурс изобразительного искусства «Встречаем Зимушку Зиму», Работа «Катание на санках», Архипова К. (Диплом);
— Международный

конкурс «Дети — таланты», конкурс изобразительного искусства «Встречаем Зимушку Зиму», Работа «Якутяночка», Егорова К. (Диплом, III место);
— Международный конкурс «Дети — таланты», конкурс изобразительного искусства «Встречаем Зимушку Зиму», Работа «На прогулке», Томский Я. (Диплом, III место);
— Участие в фестивале якутского фольклора «Туой хомус! Дуорай, тойук!» Тимофеева С. (Сертификат);
— Городская олимпиада по рисованию Раднаева А. (Диплом, III место);
— Городской фестиваль выразительного чтения по произведениям якутского писателя П.П. Одорусова, среди детей дошкольного возраста, посвященного Дню родного языка, Раднаева А. (Сертификат);
— Городской фестиваль выразительного чтения по произведениям якутского писателя П.П. Одорусова, среди детей дошкольного возраста, посвященного Дню родного языка, Кириллина К. (Сертификат);
— Конкурс презентаций на якутском языке «Мин уhуйааным» среди воспитанников русскоязычных групп МДОУ г. Якутска, Афанасьева Л. (Сертификат);

— Чемпионат по настольным играм среди ДОУ г. Якутска по игре «Тырыынка», Еременко М..  (Сертификат);
— Чемпионат по настольным играм среди ДОУ г. Якутска по игре «Күөрчэх», Архипов В. (Сертификат);
— Чемпионат по настольным играм среди ДОУ г. Якутска по игре «Тыксаан», Иванов Г. (Сертификат);
— Республиканский конкурс Детских рисунков «Северная палитра», Барашковой А. (Сертификат);
— Республиканский конкурс Детских рисунков «Северная палитра», Гаврилой Н. (Сертификат);
— Республиканский конкурс Детских рисунков «Северная палитра», Иванову В. (Сертификат);
— Республиканский конкурс Детских рисунков «Северная палитра», Леоновой К. (Сертификат);
— Всероссийский детский творческий конкурс «Зимнее конфетти», в номинации: «Вот так Зимушка» Скрябина И. (Диплом, I ст.);
— Всероссийский детский творческий конкурс «Зимнее конфетти», в номинации: «Вот так Зимушка» Никифоров П., (Диплом, I ст.)

2019 уч.г.:
— Международный конкурс «Дети — таланты», конкурс изобразительного искусства «Сказочный вечер нового года», Работа «Новый год приближается», Никифоров П. (Диплом, III место);
— Международный конкурс «Дети — таланты», конкурс изобразительного искусства «Сказочный вечер нового года», Работа «В тундре», Гаврилон Н. (Диплом, II место);
— Международный конкурс «Дети — таланты», конкурс изобразительного искусства «Сказочный вечер нового года», Работа «На прогулке», Полиенко Д. (Диплом, I место);
— Международный конкурс «Дети — таланты», конкурс изобразительного искусства «Сказочный вечер нового года», Работа «Зима», Барашкова А. (Диплом, III место);
— Международный конкурс «Дети — таланты», конкурс изобразительного искусства «Сказочный вечер нового года», Работа «Встреча на опушке леса», Иванов В. (Диплом, II место);

— Чемпионат по настольным играм среди

ДОУ г. Якутска Вика Артахинова по игре «Тырыынка» (Грамота, 1 место);
— Чемпионат по настольным играм среди ДОУ г. Якутска Илья Тимофеев по игре «Тыксаан»,   (Грамота, 1 место); 
 — Чемпионат по настольным играм среди ДОУ г. Якутска Лиханов Эркин по игре «Күөрчэх» (Грамота, 1 место);
— Всероссийский  конкурс научно исследовательских, методических и творческих работ «Моя Россия» (Диплом победителя, I ст.)
— Конкурс презентаций на якутском языке «Мин дойдум» среди воспитанников русскоязычных групп МДОУ г. Якутска, Федорова С. (Сертификат);
— Городской фестиваль выразительного чтения по произведениям якутского писателя Г.Г. Вешникова – Баал Хабырыыс среди детей дошкольного возраста, посвященном Дню родного языка, Пестерева А. (Сертификат);
— Городской фестиваль выразительного чтения по произведениям якутского писателя Г.Г. Вешникова – Баал Хабырыыс среди детей дошкольного возраста, посвященном Дню

родного языка, Алексеева Н. (Сертификат);
— Городской фестиваль выразительного чтения по произведениям якутского писателя Г.Г. Вешникова – Баал Хабырыыс среди детей дошкольного возраста, посвященном Дню родного языка, Иванов Д. (Сертификат);
— Городской фестиваль выразительного чтения по произведениям якутского писателя Г.Г. Вешникова – Баал Хабырыыс среди детей дошкольного возраста, посвященном Дню родного языка, Бурлаева В. (Сертификат);
— Турнир по ДИП «СОНОР» среди детей старшего дошкольного возраста ДОУ городя Якутска, Иванова К. (Диплом, III место);
— Турнир по ДИП «СОНОР» среди детей старшего дошкольного возраста ДОУ городя Якутска, Краснояров А. (Диплом, II место);
— Городской фестиваль «С добротой в сердце» номинация «ЛУЧШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО», а также организовали персональную выставку в ДОУ Барашкова А. (Диплом)
— Участие в фестивале якутского фольклора «Туой хомус! Дуорай, тойук!» Егорова К. (Сертификат); Окружное соревнование по национальным настольным играм среди детей ДОУ Октябрьского округа Скрябин Богдан (Диплом 2 место), Федорова Сардаана (Сертификат) — куорчэх, Ознобихина Галя (Диплом 2 место) — хабылык

Распространие опыта:

Результат педагогической деятельности с 2015 г.-2019 год, представила в следующих видах работы
Участие педагога:
2015г.:
—  Распространение опыта работы на городском логопедическом месячнике «По развитию связной речи посредством художественной литературы, посвященном году литературы» (Сертификат);
— Участие в мероприятиях по Республиканской программе «Музыка для всех» (Сертификат);
— Распространение опыта в Республиканской научно-практической конференции «Возрождении и воспитание эпической аудитории» (Сертификат);
 2016г.:
— Распространение опыта работы на городском логопедическом месячнике «Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей» (Сертификат);
— 2017г.:
— Подготовка участников к Республиканскому виртуальному конкурсу детских рисунков «Мы дети природы», посвященный Году Экологии в РФ(Сертификат);
— Участие в Республиканском круглом столе по теме: «К вопросу возрождения и воспитания эпической аудитории» (Сертификат);
2018г.:
— Региональный конкурс научно исследовательских, методических и творческих работ «Родина у нас одна» (Диплом победителя, II ст.)
— Распространение опыта работы на Республиканской педагогических чтениях работников образования РС(Я) ИРО и ПК (Сертификат);
— Подготовка участников Республиканского конкурса Детских рисунков «Северная палитра» (Сертификат);
2019г.:
— Участие в республиканском семинаре-практикуме «Роль национальных видов спорта и народных игр в физическом развитии дошкольников» (Сертификат);
— организация городского конкурса детского творчества «Весенняя капель-2019», в рамках республиканского проекта «Музыка для всех» среди дошкольников. (Сертификат);
— Подготовка воспитанника к участию городского фестиваля «С добротой в сердце» номинация «ЛУЧШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО» (Сертификат);
— Всероссийский  конкурс научно исследовательских, методических и творческих работ «Моя Россия» (Диплом победителя, I ст.)
— Участие в конкурсе «Лучших методических разработок» http://mir-pedagoga.ru/ статьей «Использование элементов народной традиции якутов в образовательном процессе»
— Публикация на образовательном сайте https://infourok.ru/ Статья «Приобщение детей старшего дошкольного возраста якутской  культуре посредством народного декоративно-прикладного искусства»

Прохождение курсов:

Сведения о повышении квалификации:
Издательство «РУССКОЕ СЛОВО» прослушала курсы по теме: «Конструирование образовательного процесса в ДОУ с использованием УМК ФГОС» в объеме 28 часов.
Мо РС(Я) АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования  и повышения квалификации им. С.Н.Донского-II»
Тема: Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста (в условиях реализации ФГОС) в объеме 144 часов
В общем объеме 172 часа.

Сценарий праздника «Якутия – мой край родной»

  • Детский сад «Ладушка» г. Якутска

Цель: Сформировать целостное представление у детей о крае, в котором они живут

Программные задачи: Знакомит детей с национальностями, которые живут в республике, с традиционным бытом и занятиями русского и якутского народов, с праздниками и национальными состязаниями в силе и ловкости. Закрепить знания о республике Саха Якутия. Воспитывать любовь к краю в котором мы живем, чувства интернационализма, гордости за свою родину.

Предварительная работа: Беседы о родном крае, рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы (сказки, рассказы о Севере). Проведение бесед о укладе жизни и обычаях народов республики Саха Якутия. Рассматривания иллюстраций растительного и животного мира. Разучивание слов и стихов на якутском языке, стихов на русском языке, песен. Разучивание национальных игр, изготовление якутских и русских национальных костюмов.

По якутской музыке дети входят в зал, рассаживаются.

Ведущий: Добрый день дорогие ребята, гости. Сегодня мы отмечаем праздник, который называется день республики.

В какой республике мы живем? (Республика Саха Якутия)

Мы живем в Якутии, это наша малая родина, много разных народов живет в нашей республике: эвены, эвенки, якуты, русские и многие другие национальности.

Педагог: Утуо кунунэн, Вы знаете, что в каждой республике есть ГИМН. Сейчас мы послушаем ГИМН республики Саха Якутия. Его нужно слушать стоя, поэтому прошу всех встать (звучит ГИМН).

А сейчас мы посмотрим как вы хорошо знаете про республику свою.

  1. Столица Республики Саха Якутия? (Якутск)
  2. Первый весенний цветок? (подснежник)
  3. Главная река республики Саха Якутия? (р.Лена)
  4. Якутский вараганный инструмент? (хомус)
  5. Героический эпос якутского народа? (олонхо)
  6. В какой детский сад вы ходите? («Ладушка»)

Споем про детский сад песенку «Хорошо у нас в саду»

Про свой детский сад расскажет …

Ведущий: Наша республика большая?

— Да, наша республика большая

— То в снегах, то в туманах

Богатырской силы не тая

Возле двух великих океанов

Ты лежишь Якутия моя!

 Ребята, чем богата наша республика?

Да, наша тайга богата зверем, ягодой, людьми населяющие ее. Наша республика многонациональна и все они любят петь, танцевать, считать скоговорки и стихи.

Ведущий: Сейчас дети прочитают стихотворение якутских поэтов:

1. П.Тобуроков «Кинигэ».

2. Чабыргах

3. «Веселые нотки»

Педагог выходит с чорооном – Чороон это национальный сосуд для хранения и потребления молока и кумыса. С прекрасными чороонами танцуют девочки из группы «Умка».

Исполняют танец с чороонами.

Давайте посчитаем до 10 по-якутски.

Теперь мы будем загадывать якутские загадки:

1. Говорят, на избе мелкая рыба шевелиться – мерцает (звезды)

2. Говорят, всякий человек  10 отменных друзей имеет (пальцев)

3. Говорят, Твердый – да не камень, белый да не снег (сахар)

4. Без рук, без ног, да всему учит (книга)

5. Говорят, золотая чаша сама по себе плавает (солнце)

6. Говорят, и вода не берет, и огонь не пожирает (лед)

Ведущий: С прикосновением нежных рук

И ты ожил вдруг мой хомус

Летит напев твой над долиной

Подобно песни журавлиной.

Сейчас на хомусе сыграет Виолетта Скрябина.

Стихотворение П. Тобурокова «Ытанньах герой буолбат»

Песня «Якутяночка моя»

Якутские национальные игры:

  1. Игра «Куобах» (прыжок зайца)
  2. Муhэ тардыhыы (притягивание мюсэ)
  3. Баттах оруу (плетение волос)

Когда наши предки встречались всегда исполняли якутский круговой хороводный танец Оhуохай. Сейчас все мы будем исполнять круговой танец Оhуохай.

Ведущий: Дорогие гости и дети. Всех Вас поздравляем с праздником день республики. Желаем счастья и здоровья.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста
якутской  культуре
посредством народного декоративно-прикладного искусства

  • Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Как отмечают многие исследователи, посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю. Народное искусство хранит и передает молодому поколению национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к окружающему  миру. Актуальность данной темы заключается в формировании духовных и культурных  ценностей народа Саха детям дошкольного возраста, с целью сохранения культурного наследия.
  • Целью нашей работы является   приобщение детей старшего дошкольного возраста якутской культуре посредством народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи

  • ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством народа Саха;
  •  составление методов планирования по обучению и воспитанию детей с произведениями декоративно-прикладного искусства народа Саха;
  • формирование обобщённых знаний и умений изобразительных композиций у детей;
  • развитие творческого мышления, фантазии посредством  народно -прикладного искусства.

Этапы работы

  • I этап – теоретическое ознакомление с декоративно-прикладным искусством народа Саха.

Беседа и инструктаж по практической работе.
Педагогические задачи:
   — ознакомление детей с образцами народных художественных промыслов;
— развитие умений видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла;
— объяснение содержания и композиции узора, особенностей его изобразительно-выразительных средств;

— объяснение функциональности украшаемого предмета и его связь  с народными традициями;

— формирование чувства ритма, симметрии, гармонии орнаментального узора.

  • II этап — Это практическая работа детей.

Задачи:
   — самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народно-прикладном искусстве в разные виды художественной деятельности (лепке,  рисовании, аппликации, конструировании из бумаги и картона).

  •    Использовать при лепке различные виды лепки: круглая скульптура, барельеф, горельеф при помощи стека. Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

           При создании декоративных композиций в рисовании ставятся задачи:

  • —  создать декоративные композиции по мотивам национальных узоров;
  • — располагать узор на бумаге той или иной формы;
  • — выделять элементы узора;
  • — располагать элементы узора с учетом основных правил композиции и цветовых отношений.

          Детей старшего дошкольного возраста знакомим  с разными видами народного искусства, учим различать их по содержанию материала, средствам выразительности, характерным признакам.

         В начале учебного года начинаем занятие с рассматривания предметов, с которыми дети знакомились в предыдущей группе. Это положительно влияет на эмоциональное восприятие детей. Кроме того, восприятие знакомых предметов проходит на новом уровне, выделяя общее, дети замечают то, на что раньше не обращали внимание.

          На каждом занятии  учим детей выбирать цвет для каждого элемента, колорит рисунка. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и геометрические фигуры. Надо дать детям возможность самим выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для украшения детям можно давать силуэты животных, фигурки кукол, национальное платье, жилет, шапку, рукавички кукле, панно и коврики вырезанные из бумаги.

          У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Стараемся показать это при рассматривании, обращаем внимание детей на разнообразие и значение цветов. Например, у якутов основными цветами являются черный и красный. Также используются добавочные цвета —  зелёный, жёлтый, коричневый и синий, по ним узнавали место, где живет человек: зеленый означает лес, желтый – песок, синий – вода. Объясняем, что сам орнамент многое может рассказать – он состоит из определенных знаков, которые тоже имеют свой смысл.

Отбирая мотивы народных рисунков и орнаментов для воспроизведения

их в детских работах, учитывается доступность техники изображения и степень выразительности образов в узорах.

            Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещей. Так, дети расписывают чороон, используя один из элементов узора. Затем, можно предложить украсить туесок 2-3 элементами.

            В работе с детьми следует широко применять различные материалы: пластилин, тесто, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную бумагу, гуашевые и темперные краски, цветные мелки и. т.д. Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства народа Саха. Украшение изделий увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.

             В целях эмоционального восприятия, рассматривание предметов сопровождается художественным словом – поговорками, образными словами, играми, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен и стихов.

   Разная организация занятий, использование наглядного материала, фольклора, музыки, сделают  занятия живыми и интересными.

На занятиях по конструировании дети  выполняют макеты изделий из бумаги и картона, украшая различным орнаментом.

Заключение

В ходе проводимой работы мы пришли к выводу, что занятия с использованием народного декоративно – прикладного искусства могут выступать дополнительным средством активного развития у детей изобразительных навыков и пространственного мышления, развитию творческих способностей. Нами  отмечено, что у детей появляется интерес к творческой деятельности, желание   создавать различные композиции, а также занятия помогают расширению кругозора.

Занятия изобразительным искусством на основе декоративно-прикладного искусства народа Саха дает детям возможность духовного обогащения, формирования определенных знаний об особенностях и традиций народной культуры, развитию графических  навыков и умений.

         Воспитание личности ребенка через традиции и обычаи народа ведет к тому, что у дошкольников развиваются такие качества как бережное отношение к культуре народов, к природе, уважение к взрослым.   

         По итогам работы мы видим, что дети разных национальностей приобщаются к народным традициям и языку народа Саха. 

Литература:

Алексеева В. Что такое искусство? Как работают художники? – М. 1974. М., — 1980-выпуск 1, вып2.

Аппликационные работы в начальных классов. Книга для учителя И.К. Шеблыкин, В.И. Романина, И.И. Коганова – М.Просвещение, 1990

Афанасьев В.Ф. Классики педагогики о народной педагогике // Из истоков народной педагогики якутов.-Якутск:Якут.кн.изд-во, 1992

Баишев И.Г. Айыы тыына.-Якутск: Бичик, 1993.

Вельчинские В.М., Учитесь рисовать- Киев 1989

Ознакомление детей с якутским орнаментом

         Паспорт кабинета якутского  языка 

       Динамическая игра преследования «Сонор»

      Участие и достижения педагога, воспитанников в различных мероприятиях

Обсуждение закрыто.